08.04.2016
В рамках Съезда муниципальных образований накануне прошло заседание круглого стола «Создание комфортных условий проживания населения, ЖКХ и благоустройство»
Модератором круглого стола выступил вице-губернатор Игорь Шатурный. В работе круглого стола приняли участие представители органов местного самоуправления, руководители организаций строительного комплекса и ЖКХ, представители ВУЗов, эксперты и общественные организации.
По итогам длительного обсуждения участники приняли следующую резолюцию:
«Резолюция по итогам круглого стола «Создание комфортных условий проживания населения, ЖКХ и благоустройство»
Учитывая объем обращений, поступающих в органы власти всех уровней, а также результаты социальных опросов населения, участники круглого стола отметили, что вопросы улучшения условий проживания, повышения качества жилищно-коммунальных услуг, развития инфраструктуры в городах и селах в настоящее время продолжают оставаться одними из наиболее актуальных для населения.
Также в ходе обсуждения была заслушана информация о состоянии дел при реализации государственной жилищной политики, направленной на улучшение жилищных условий граждан. Обеспеченность жильем в Томской области остается на уровне 23 кв. м на человека при необходимых 30 кв. м на человека. На сегодняшний день в Томской области более 21 тыс. семей состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и на решение жилищной проблемы требуется более 54 млрд. руб. При этом на различные жилищные программы направляется ежегодно в среднем около 2 млрд. руб., среди которых оказание помощи молодым семьям, сельским специалистам, детям-сиротам, ветеранам Великой Отечественной войны и т.д.
В результате принимаемых органами власти комплекса мер за последние годы отмечается существенный рост объемов жилищного строительства. В 2015 году установлен исторический для Томской области рекорд по вводу жилья – 699 тыс. кв. м. Этому способствуют действия по поддержке проектов комплексной жилой застройки, что позволяет развивать вновь застраиваемые и уже застроенные территории в соответствии с перспективными планами развития на основе разрабатываемой градостроительной документации.
Застраиваемые территории последовательно обеспечиваются объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Например, в 2015 году началось строительство объектов газоснабжения в 10 муниципальных образованиях Томской области (Город Томск, Асиновский, Бакчарский, Кривошеинский, Колпашевский, Парабельский, Тегульдетский, Томский, Чаинский и Шегарский районы). Строительство указанных объектов обеспечивает газоснабжением не только существующие жилые дома и объекты социальной сферы, но и строящиеся микрорайоны малоэтажной застройки.
В 2015 году завершены работы на 21 объекте дошкольного образования, из которых 5 детских садов построено во вновь построенных или строящихся микрорайонах. В ближайшие годы будет осуществляться строительство школ.
В то же время в связи с существующей экономической ситуацией за 2015 год отмечается существенное падение объемов получаемых гражданами жилищных кредитов – на 41,7 %, что свидетельствует о снижении платежеспособного спроса на жилье и требует принятия дополнительных мер в жилищной политике.
В ходе обсуждения участники круглого стола отметитли, что наиболее острой государственной задачей в ближайшей перспективе является вопрос переселения граждан из аварийного жилья. Заслушана информация о принятых мерах по ликвидации аварийного жилья в Томской области, в результате чего с 2008 года за 8 лет на эти цели направлено 4,2 млрд. руб., расселено 335 аварийных домов площадью 99 тыс. кв. м, в которых проживало 7 тысяч человек. В рамках реализации «майских» указов Президента Российской Федерации до 1 сентября 2017 года требуется в первоочередном порядке расселить еще 55,5 тыс. кв. м аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2012 года, в котором проживает почти 4 тысячи человек.
В тоже время объемы ветхого и аварийного жилищного фонда на территории на сегодняшний день остаются достаточно большими – более 4 тысяч ветхих либо аварийных домов общей площадью 685 тыс. кв. м (3,9% от всего жилищного фонда в Томской области), в которых проживает почти 40 тысяч человек.
Участники круглого стола также признали, что для недопущения дальнейшего роста объемов аварийного жилья необходимо на плановой основе обеспечивать своевременный ремонт жилищного фонда и нормативное содержание жилья. В связи с этим требуется активная реализация программ капитального ремонта и обеспечение профессионального управления жильем.
Заслушана информация о принятых мерах по системному решению вышеуказанной проблемы путем участия Томской области в программах Фонда содействия реформированию ЖКХ. За 7 лет было капитально отремонтировано 1088 многоквартирных домов, в результате чего 168,5 тысяч жителей области улучшили свои жилищные условия. Для решения данного вопроса на областном уровне сформирована нормативная база, создан региональный оператор, принята на 30 лет и реализуется программа проведения капитального ремонта, в которую включено более 6 тыс. домов. В 2015 году в рамках реализации региональной программы отремонтировано 182 многоквартирных дома, объем ремонтных работ составил около 400 млн. рублей. В 2016 году запланировано отремонтировать уже 282 дома, с объемом финансирования более 800 млн. рублей, основной источник - это взносы собственников помещений. При этом альтернативы данному механизму проведения масштабного капитального ремонта нет.
Также принята к сведению информация о мерах по повышению качества услуг, оказываемых управляющими компаниями, и прозрачности в их работе. В результате введения системы лицензирования в Томской области к настоящему времени лицензию получили 123 управляющие компании. В рамках лицензирования повышены требования к раскрытию информации, введена аттестация руководителей управляющих компаний, которую прошли 119 лиц. Установление требования о включении домов в единый реестр лицензий стало преградой для попыток недобросовестных управляющих компаний незаконно захватывать дома, а также перебрасывать их из одной одноименной компании в другую. Тем самым, сделан очередной шаг в сторону повышения прозрачности и профессионализма в сфере управления многоквартирными домами.
С учетом повышения штрафных санкций за ненадлежащее оказание управляющими компаниями услуг в деятельности многих управляющих компаний наблюдается больше ответственности за выполнение возложенных на них обязанностей. В то же время для кардинального изменения ситуации в части качества услуг управляющих компаний требуется совершенствование механизмов контроля, в том числе лицензионного и общественного.
Обсуждая вопросы качества и стоимости коммунальных услуг, участники круглого стола отметили, что в рамках целевой программы «Чистая вода Томской области» в части решения проблем водоснабжения за последние 3 года на финансирование проектов в этой сфере направлено полмиллиарда рублей, а по итогам выполнения мероприятий программы улучшилось качество услуг водоснабжения для более чем 18,5 тысяч человек, проживающих в районах области.
В целом общий объем бюджетных расходов на реализацию государственных программ в коммунальной сфере региона с 2012 года составил почти 1,3 млрд. рублей. Реализовано более 20 проектов по строительству и реконструкции котельных и других объектов ЖКХ. За счет областного финансирования ежегодно капитально ремонтируется около 75 объектов жизнеобеспечения, что позволяет проходить отопительный сезон без серьезных аварий. За 5 последних лет аварийность на коммунальных системах снизилась на 25%.
В тоже время в настоящее время еще не все районные центры обеспечены качественной питьевой водой, не говоря уже о многих простых сельских поселениях. Есть вопросы к качеству и других коммунальных услуг, при том, что тарифы на них ежегодно растут.
Отдельным вопросом рассмотрен ход реализации программы развития газоснабжения и газификации Томской области.
Участники круглого стола отметили, что в Томской области практически полностью построена магистральная система, однако не хватает межпоселковых газопроводов - их построено всего 373 км из необходимых 2300 км или 16%. Обеспеченность внутрипоселковыми сетями оценивается на уровне 35% (1729 км из 4900 км), что влияет на уровень газификации региона в размере всего 8% из необходимых 27%. Необходимо в ближайшее время газифицировать 50% от жилого фонда подлежащего газификации, то есть чтобы общее количество потребителей природного газа в Томской области составляло не менее 60 тыс. абонентов.
Программа газификации региона реализовывается за счет бюджетных и внебюджетных средств. Внебюджетные средства вкладываются структурами «Газпрома» по собственным программам либо специальных программ, предусматривающих специальную надбавку к тарифу на транспорт газа.
Потребители газа участвуют в газификации путем приобретения газоиспользующего оборудования.
Газификация региона ведется также с участием бюджетные средств на строительство сетей, а также путем оказания мер социальной поддержки населения – потребителей газа.
Всего за период с 2012 по 2015 год на газификацию Томской области направлено около 5 млрд. рублей. Потребители газа вложили в свое оборудование еще около полумиллиарда. Учитывая масштабность поставленных задач, для полного исполнения программы необходимо около 11,5 млрд. рублей из всех возможных источников.
За указанный период в Томской области реализовано 43 проекта газификации, в рамках которых получили техническую возможность присоединения к газовым сетям более 15 тысяч домовладений в 10 муниципальных образованиях, в том числе в 2015 году почти треть (4872 домовладения). Прирост абонентской базы составил около 8000 договоров с физическими и 372 договора с юридическими лицами. Введено в эксплуатацию 450 км газораспределительных сетей. В стадии строительства находится 130 км внутрипоселковых газопроводов (Асино, Колпашево, Бакчар, Подгорное, Тегульдет, Александровское, Вороновка и др.).
По итогам состоявшегося обсуждения участники круглого стола решили:
1) Продолжить работы по разработке проектов планировки территорий в муниципальных образованиях Томской области, координатному описаний границ поселений, населенных пунктов, градостроительных зон и т.д. на территории Томской области;
2) Не снижать объемы оказываемой помощи гражданам для улучшения жилищных условий по действующим жилищным программам (молодые семьи, дети-сироты, получатели материнского капитала и т.д.);
3) Продлить в 2017 году федеральную поддержку банков для выдачи гражданам ипотечных кредитов по доступной процентной ставке – 12% годовых и ниже, а также пролонгировать реализацию проекта «Социальная ипотека» на территории Томской области, в рамках которого предусмотрено возмещение гражданам затрат в виде частичного субсидирования процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам, взятым на строительство жилых помещений;
4) Продолжить реализацию программы «Жилье для российской семьи» на территории Томской области, которая дает возможность её участникам приобретать жилье эконом-класса на льготных условиях;
5) Не снижать объемы вводимого жилья путем стимулирования комплексной застройки, обеспечивая такие территории социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой, а также путем формирования благоприятной и комфортной среды проживания, в том числе посредством устройства детских и спортивных площадок;
6) Продолжать мероприятия по завершению строительства проблемных домов с обманутыми дольщиками, принять меры по предотвращению случаев возникновения новых обманутых дольщиков;
7) Признать целесообразным необходимость сохранения после 2017 года Фонда содействия реформированию ЖКХ и принятия новой региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, финансируемой за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, областного и местного бюджетов;
8) Увеличить финансирование программы капитального ремонта многоквартирных домов из бюджетов всех уровней, а также предусмотреть механизм льготного кредитования капитального ремонта;
9) Провести актуализацию региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов в части конкретизации видов и сроков проведения работ по капитальному ремонту;
10) На законодательном уровне установить дополнительные требования к управляющим компаниям при получении лицензий, включая необходимость иметь соответствующую материально-техническую базу, обученные кадры, расширить перечень оснований для возможности лишения лицензий у управляющих компаний, в том числе за нарушение требований закона, повлекшее причинение вреда жизни и здоровью граждан;
11) Создать условия для участия собственников жилья в управлении домами и в приемке выполняемых работ, обеспечить поддержку со стороны областных и муниципальных органов власти общественным организациям, общественным советам, советам многоквартирных домов и т.д., осуществляющим общественный контроль в сфере ЖКХ;
12) Обеспечить масштабную информационно-разъяснительную работу среди населения обо всех законодательных изменениях в сфере управления домами и порядка проведения капитального ремонта жилищного фонда, а также разработать и реализовывать программы жилищного просвещения населения на территории каждого муниципального образования;
13) Разработать комплекс мер по стимулированию импортозамещения в строительной отрасли и отрасли ЖКХ;
14) Продолжить финансирование государственных программ по модернизации коммунальной инфраструктуры, поскольку только обновление основных фондов позволит снизить темпы роста платежей населения за коммунальные услуги, а также повысить надежность и качество предоставляемых услуг;
15) Содействовать привлечению частных инвестиций в отрасль ЖКХ и развитию государственно-частного партнерства для реализации проектов по модернизации инженерной инфраструктуры;
16) Обеспечить контроль начислений платы за общедомовые нужды на коммунальные услуги;
17) Проработать вопрос проведения диагностики и ремонта внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах.
18) Не снижать темпы развития газификации и газотранспортной системы региона совместно со структурами Газпрома и при участии бюджетных средств;
19) Принять дополнительные меры по оказанию помощи населению в подключении к газораспределительным сетям, в том числе через льготное кредитование граждан на цели газификации;
20) Продолжить поддержку самообложения граждан для решения вопросов благоустройства и ЖКХ, содействовать распространению опыта самообложения.»