Памятка
государственного гражданского служащего, замещающего должность государственной гражданской службы в Департаменте архитектуры, строительства и дорожного комплекса Томской области, при возникновении конфликта интересов
1. Что такое конфликт интересов?
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного гражданского служащего (далее – государственный служащий) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
2. Что понимается под личной заинтересованностью?
Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или иных лиц (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей), а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Личная заинтересованность государственного служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья государственного служащего.
3. Что запрещено государственному служащему?
Перечень ограничений, обязанностей и запретов для государственных гражданских служащих, связанных с гражданской службой, которые могут привести к возникновению конфликта интересов установлен ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 8-1 Закона Томской области от 09.12.2005 № 231-ОЗ «О государственной гражданской службе Томской области».
4. Наиболее вероятные ситуации, в которых возможно возникновение конфликта интересов.
• выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;
• выполнение иной оплачиваемой работы;
• владение ценными бумагами, банковскими вкладами;
• получение подарков и услуг;
• имущественные обязательства и судебные разбирательства;
• взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с государственной службы;
• явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).
5. Меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Государственный служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Применение мер по предотвращению конфликта интересов должно осуществляться, в том числе и по инициативе государственного служащего и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение государственного служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.**
6. Меры ответственности, которые могут быть применены к государственному гражданскому служащему в случае непринятия им мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы Томской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
**Рекомендации по правилам поведения государственного служащего в конкретной ситуации даны в Методических рекомендациях по поведению государственных гражданских служащих, проходящих службу в исполнительных органах государственной власти Томской области, при возникновении ситуаций коррупционной направленности и конфликта интересов (направлены гражданским служащим Департамента по электронной почте; размещены на сайте Департамента государственной гражданской службы Администрации Томской области в разделе «Методические материалы»).
Дата изменения: 05.04.2013 14:13